Санкт-ПетербургРоссия

Вконтакте

Освоение северной природы приневских мест не закончилось гранитными набережными Петербурга и его мраморными дворцами: в начале ХХ века встал вопрос о добычи электроэнергии и инженеры вновь обратились к водным ресурсам – теперь уже Волховским порогам.
Сегодня Волховская ГЭС не самая очевидная, но интересная точка на карте Ленинградской области – добираться до нее недолго, а путь пролегает по одной из самых живописных частей региона вблизи Ладожского озера.

Кировск

Первый пункт пути – Кировск, который тоже был построен ради социализации ГРЭС (государственной районной электростанции), обеспечивающей работу района. Сейчас это небольшой зеленый городок, куда постепенно переезжают семейный петербуржцы, чтобы быть поближе к природе. Важными точками города обычно называют памятник погибшим морякам-балтийцам на улице Краснофлотская, мемориальное кладбище и здание местной администрации, но деле лучше оставить машину в переулке и просто прогуляться по чуть провинциальным улицам «старой» части города, которая заполнена нежно-голубыми малоэтажными домиками в сталинской стилистике – почему-то они напоминают все те очаровательные провинциальные городски, которые возникали в рассказах Чехова.
По дороге в Кировск в обязательном порядке заверните в музей-панораму, посвященный прорыву блокады, и полюбуйтесь на Ладожский мост - его столбы освещения символизируют связь времён и войн: они заострены, подобно копейным навершиям, тогда как кожухи светильников выполнены в форме наискось срезанных стреляных гильз от снарядов.
Как добраться: по Мурманской трассе 35 км от города на восток.
Время в пути: 40 минут
Городок небольшой и выбор кафе не сильно впечатляет, поэтому лучше дойти до центрального рынка на Пионерской улице, д. 8 и прикупить сезонных продуктов по бросовым ценам – пару ведер яблок не сильно утяжелят машину, зато потом из можно будет сварить варенье.
Время поездки: один день
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Шлиссельбург

По пути к югу Ладожского озера – Шлиссельбургу – заверните в поселок Синявино, расположенный на знаменитых Синявинских высотах. Здесь с 1941 года по 1944 происходили важнейшие бои за Ленинград, и до сих пор каждое весну и лето на территории высот работают поисковые отряды, которые разыскивают старые захоронения.
Шлиссельбург знаменит не только своей крепостью, которая закрепила за собой звание главной достопримечательности города: центр города располагается в сети Ладожских обводных каналов. Их построили еще во время Петра I, когда развитие судостроительства не позволяло судам преодолевать шторма на Ладожском озере, но моряки до сих при используют их при плохих метереологических условиях, когда вход в Неву запрещен всем судам.
У выхода в Неву Староладожского канала сохранились уникальные инженерные сооружения - четырехкамерный гранитный шлюз (1836) и мост на гранитных колоннах (1832). Достойны внимания и другие городские постройки XVIII-XIX веков: Благовещенский собор с колокольней, Никольская церковь, часовня Казанской Богоматери, Гостиный двор и памятник вездесущему Петру I.
Как добраться: по Мурманскому шоссе в сторону Кировска 32 км.
Время в пути: полчаса.
Лучше всего устроить пикник на Синявинских высотах – с возвышенностей открывается живописный вид. А пока часть экипажа будет готовить обед, можно заглянуть в ближайший лесок за десертом – эти места хороши клюквой и брусникой, да и парочка подберезовиков не будет лишней.
Время поездки: один день
Уровень сложности:*

Посмотреть на карте»

Село Путилово

Помимо водных ресурсов на северо-западе есть и полезные ископаемые, о чем было известно еще новгородцам – около Ладожского озера они добывали известняк, необходимый для строительства. Позже об этом узнал Петр Великий, без которого сложно представить историю всего региона, и отправил в здешние места на вечное жительство переселенцев. Были сооружены каменоломни, где добывалась путиловская плита, на которой и было построено основание будущего города: именно из нее сложены цоколи многих зданий и памятников в северной столице, в огромном количестве она шла на изготовление ступеней и карнизов, на ней стоят ограды многих садов и парков, ею мостились тротуары.
Из той же плиты создана и Спасская часовня, которая стоит на въезде в населенный пункт. Ее построили еще в XIX века, и за это время она успела побывать и действующей церковью, и точкой огневого рубежа, и автобусной остановкой, и снова вернуться к своему изначальному призванию.
Другая достопримечательность Путилова – Тихвинская церковь, построенная по проекту архитектора Висконти в 1786 году в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Сейчас церковь начали постепенно реставрировать, но долгое время она и окружающий ее сад с ажурными воротами представляли собой осколки былой красоты на фоне сельской местности.
Как добраться: по Мурманскому шоссе на север 92 км.
Время в пути: 1,5 часа
Прихватите с собой термос с чем-нибудь горячем – приложитесь и отправляйтесь в путь.
Время поездки: один день
Уровень сложности:*

Посмотреть на карте»

Новая Ладога

Отрицая старое, Петр Первый везде стремился построить что-то новое и современное. Так древний порт Ладога обзавелся соседом – Новой Ладогой. Жизнь небольшого поселка близ Никольско-Медведского мужского монастыря сосредоточилась на судостроительной верфи и на строительстве Ладожских обводных каналов. Ладожские каналы, вначале Петровский, а затем Новоладожский, во многом определили род занятий городского населения – так или иначе люди были связаны с судоходством и судостроительством. Но после строительства железной дороги через Волхов значение каналов снизилось, и сейчас они постепенно заболачиваются и засыхают, так что через пару лет смотреть здесь будет уже не на что.
Помимо инженерных достопримечательностей в Новой Ладоге сохранился собор Никольско-Медведского монастыря, церковь Иоанна Богослова, Климентская церковь с уникальными фресками XVIII века и церковь Спаса Нерукотворного. Кроме того город хорош для неспешных прогулок - Новая Ладога вытянута вдоль реки Волхов, а центральная часть пересечена каналами.
Как добраться: по Мурманскому шоссе на север 123 км.
Время в пути: примерно 1,5 часа.
Территория Ладожского озера считается одним из самых живописных мест около Санкт-Петербурга, поэтому есть смысл задержаться тут до утра – например, на турбазе «Ладога» (номер на двоих обойдется в 1 600 руб., пластиковые карты не принимают) и посмотреть на осенний рассвет над озером. По пути стоит заехать на рыбный рынок в поселке Юшково (25-й километр трассы М-18, пересечение с А-115, при движении из Санкт-Петербурга - с левой стороны трассы непосредственно перед перекрестком, не доезжая поста ДПС), где можно купить свежую и копченую рыбу, икру ладожской форели и сига.
Время поездки: один день с ночевкой
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Волховская ГЭС

Стремление человека не просто покорить природу, но и сделать ее своим союзником в дальнейшем освоении пространства поражает и восхищает. На протяжении всей истории людей не останавливали ни морозы, ни тяжелые условия труда, ни бушующие реки – строились каменоломни, порты, а позже – электростанции. Проект старейшей в России принадлежит инженеру Генриху Осиповичу Графтио, который придумал, как использовать мощь реки Волхов для выработки электроэнергии. В 1918 году прогрессивное правительство приняло этот проект, и началась великая стройка длиною в пять лет. Она стала центром местной жизни, снабжала электроэнергией блокадный Ленинград и действует до сих пор.
Чтобы попасть не территорию ГЭС необходимо заранее позвонить на станцию и сдать пароли-явки, т.е. паспортные данные – объект режимный, поэтому просто так туда не заедешь. Сначала стоит пройти по внутреннему помещению станции: 80 лет назад строили на века и не жалели средств на интерьеры заводов – например, пульт управления станцией облицован белым мрамором. Также здесь находятся конструкции, с помощью которых когда-то шла работа станции.
Но, конечно, главный «экспонат» ГЭС – это сама плотина, перекрывающая Волхов. В теплые месяцы она представляет собой огромный ревущий водопад, над которым поднимаются облака (а в солнечную погоду – и радуги), зимой – графическую зарисовку из советской антиутопии про города будущего.
Как добраться: доехать по шоссе М-18 до поворота на Старую Ладогу и повернуть на трассу А-115. Ехать около 20 минут. ГЭС будет с левой стороны от дороги.
Время в пути: примерно 2 часа.
Если будет возможность, то перекусить лучше в одном из кафе в Старой Ладоге – например, в «Рюрике» или «Ладье», т.к. на территории ГЭС в столовую вас не пустят, а сама экскурсия отнимает достаточно много ил.
Время поездки: один день
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Музей-квартира Г. О. Графтио

Несложно предположить, что Генрих Осипович считал строительство ГЭС делом своей жизни: даже его дом был построен таким образом, чтобы в любое время суток из рабочего кабинета и с балкона можно было увидеть всю панораму строительства электростанции. Да и под жилые помещения были отведены всего две комнаты на втором этаже усадебки, в остальном же доме селили приезжих, и проходили заседания и служебные занятия. Поскольку Волховская ГЭС долгое время была главным проектом страны, то в неказистой усадебке побывали все звезды коммунистического небосклона – от Микояна до Сталина. Сейчас музей собрал в себе разношерстную эспозицию – с одной стороны он рассказывает о личной жизни Графтио, с другой много внимания уделено ГЭС, а с третьей представлен материал о защитниках города и современном Волхове.
Работники музея приветливы и искренне рады каждому посетителю: часовая экскурсия на несколько человек обойдется в 400 рублей (если покупать престо взрослый билет – то по 80 рублей) плюс вам разрешат посидеть в автомобиле Графтио, повыдвигать ящички его личного письменного стола, перебрать бумаги, поиграть с амперметрами и вольтметрами – в общем, почувствовать себя ребенком в гостях у дяди-инженера.
Как добраться: расстояние от Петербурга до Волхова составляет 138 км, ехать надо по Мурманскому шоссе до по указателю на Волхов – направо, на развилке (3 км) налево. Через 10 км, не пересекая новый мост через Волхов – поворот налево.
Время в пути: примерно 2 часа.
Перекусить после экскурсии можно в ресторане «Эдем» на Воронежской улице – местные жители советую брать суп и горячее, а также особо хвалят брусничный пирог.
Время поездки: один день
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Волховский алюминиевый завод

в начале ХХ века, когда строили Волховскую ГЭС: согласно советским антиутопиям в будущем все должно было быть из стекла и алюминия. Будущее пришло, дома мы так же строим из кирпича, но так или иначе – в чистом виде или в виде сплава – этот металл окружает нас везде. Да и вообще заводы в каком-то смысле интереснее любого музея, ведь в них жизнь не замирает ни на минуту.
Самая интересная часть завода – это сами цеха, где металл распределяется в зависимости от его качества и обрабатывается. Если идти по первому этажу, то можно почувствовать всю монструозность машин, а вот вид с опоясывающего балкончика создает обманчивое впечатление, что вы находитесь на фабрике Вилли Вонки от химии. Остроты ощущений добавит рыжая строительная каска – непременный атрибут здешних экскурсантов.
Чуть менее захватывающая часть посещения (но тоже интересная) – красный уголок с историей строительства завода, лучшими показателями, слитками алюминия и алюминиевым же барельефом с профилями вождей нашей страны
Как добраться: расстояние от Петербурга до Волхова составляет 138 км, ехать надо по Мурманскому шоссе по указателю на Волхов – направо, на развилке (3 км) налево. Через 10 км, не пересекая новый мост через Волхов – поворот налево. В Волхове доедьте до угла Кировской улицы и Волховского проспекта.
Время в пути: примерно 2 часа.
В городе разместиться можно в небольшой гостинице «Седой Волхв», которая находится прямо в центре, а номер на двоих обойдется в 1 800 рублей.
Время поездки: один день с ночевкой.
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Село Колчаново

Завершающая точка маршрута – село Колчаново, где находится небольшая, но очень красивая усадьба купца Шарапова. В начале позапрошлого века здесь находилась пристань и маяк: в низине неподалеку располагались каменные склады, и корабли плыли по реке Сясь, чтобы набрать столько необходимого для строительства на северной болотистой почве камня. Предприимчивый купец пристроил свою усадьбу к местному маяку (видели ли вы где-нибудь еще подобное?) и стал развивать здесь деловую активность. Спустя столетия усадьбу отреставрировали, и сегодня она удивляет любознательного гостя своим оригинальным видом. Дом построен в так называемом «швейцарском стиле» с множеством с острыми крышами, башенками и затейливой резьбой. При этом выкрашена усадьба в не самые стандартные для северных построек цвета – ярко-голубой и белый, что придает ей неожиданный для местного неухоженного сада-леса вид.
Как доехать: от Петербурга по трассе М 18 до Старой Ладоги, там свернуть на трассу А 114, дорога занимает 140 км. От Волхова – по трассе А 115 вдоль левого берега Сяси, около поселка Иссад поверните направо на трассе А 114 (маршрут составит 40 км).
Время в пути: 2,5 часа из Петербурга, полчаса – из Волхова.
Возьмите с собой набор для пикника – усадьба расположена на берегу реки, и можно расстелись плед прямо на камнях.
Время поездки: один день.
Уровень сложности: *

Посмотреть на карте»

Места в маршруте

1

Кировск

Жилье, История, Природа
#Достопримечательность #Экскурсия #Набережная #Машина
2

Шлиссельбург

История, Природа, Активный отдых
#Достопримечательность #Парк #Машина #Музей #Порт
3

Село Путилово

История, Секретные места, Природа
#Достопримечательность #Памятник #Лес #Машина
4

Новая Ладога

История, Природа, Еда
#Достопримечательность #Порт #Лес #Прогулка #Набережная #Машина
5

Волховская ГЭС

Наука и искусство, История, Семья
#Техника #Машина #Достопримечательность #Экскурсия
6

Музей-квартира Г. О. Графтио

История, Наука и искусство, Семья
#Достопримечательность #Музей #Машина #Отель #Памятник
7

Волховский алюминиевый завод

История, Наука и искусство, Секретные места
#Экскурсия #Техника #Машина
8

Село Колчаново

История, Наука и искусство, Природа
#Достопримечательность #Лес #Прогулка #Набережная #Пикник #Машина
Нашли ошибку?